За что Петр 1 пожаловал уральских казаков землей
Уральское войско--одно из древнейших, второе по старшинству. Как и все, оно возникло явочным порядком, а уж потом, по просьбе самих казаков, получило признание государства.
Казаки поселились на р. Яик, колонизировали область. Следом их права на занятую территорию были официально подтверждены русскими царями.
Каждому казачьему войску жаловалась грамота на владение той областью. которое оно занимает, соответствующм образом оформленное и подписанное царем. Без нее казаков могли запросто приравнять к самовольным поселенцам, с сответствующим отношением. Уральское войско получило такую грамоту еще при Михаиле Федоровиче Романове.
И тут выясняется: уральцы считали, что получили право на владение Уральским краем только при Петре 1, в 1709 году. До этого грамота была, да где-то затерялась. Потребовалось переоформлять права, выпрашивать у царя новую грамоту... (Обычное в таких случах объяснение нестыковок с ТИ).
В тексте несколько аналогий, кроме библейских (об этом в комментариях внизу статьи).
ПРАВДА В ЛЕГЕНДЕ
Среди Уральских казаков существовала легенда, которую знал каждый казак.
Перед Полтавским сражением, Шведский король предложил царю Петру Великому кончить спор поединщиками.
«Это нам наруку» — сказал Петр.
У шведа заранее был приготовлен поединщик: — ростом чуть не с колокольню, в плечах косая сажень, обряжен в кольчугу и латы, конь — как слон. Наши думали, что это башня на колесах, а не человек. Петр и сам думал, что такому чудовищу трудно подыскать супротивника... однако, все же, велел кликать клич: — «Нет-ли охотников?!»
Разослал Царь всех своих адъютантов, всех генералов и сенаторов и все воротились ни с чем: не находится охотника...
Не вытерпел Царь и сам поскакал по всем полкам. Но и это не помогло: охотников не нашлось...
В это время как раз подошли Уральские казаки. Царь подъехал к ним, рассказал, в чем дело и окликнул: — «Нет-ли между вами охотника?»
«Я охотник!» — крикнул тоненьким голоском казак Рыжечка, ростом маленький — вестовой атамана Прохора Митрича. Царь взглянул на него, покачал головою и говорит: — «Мал!».
Три раза Царь объехал полки, но охотника не нашлось.
«Что буду делать?» — говорит Царь. «Отказаться от поединка — вся Европа будет смеяться; пустить этого малыша — заранее знай, что все пропало»...
Рыжечка стоял тут-же, услышал это и говорит:
«А Бог-то!... при помощи Божьей Давид побил-же Галиафа!»
Нечего делать, Царь согласился.
Рыжечка выбрал себе доброго коня, подобрал потоньше пику, повесил на нее образ Михаила Святителя, положил перед ним семь поклонов и раскланялся на все стороны. Потом, повернувшись в сторону Урала, он проговорил:
«И вы, братцы-товарищи, старики наши и все общество наше почетное — помолитесь, чтобы Господь соблаговолил!».
Потом взял пику, вспрыгнул на лошадь, перекрестился и, со словами «Дерзайте, людие, яко с нами Бог» — полетел на супротивника, точно малый ястреб на орла заморского. Швед, также вооруженный пикой размером в добрую жердь, помчался на Рыжечку. Когда Рыжечке уже надо было столкнуться со шведом, он быстро уклонился вправо и великан пронесся мимо. Рыжечка быстро обернулся и хватил его пикою в затылок в не защищенное панцырем место. Швед покатился с коня. Рыжечка мигом соскочил на землю и отсек ему голову. Тут наша армия вздрогнула, зашумела и закричала «УРА!»
Приуныла, затихла шведская армия и знамена свои к земле опустила. Только один король их не хочет покориться: — «Подвох!... подвох!» — кричит он. «Русак сзади ударил нашего!... Подвох!»
Тут уж и Царя нашего взяло ретивое. Он подал знак к бою, да и скомандовал:
«Катай!... без пардона катай!» На зачинщика Бог!» — и пошла чесать наша армия шведскую армеюшку; дым коромыслом пошел — всех лоском положила. А король шведский с изменником Мазепой еле-еле удрали в Турецкую землю. Там, говорят, они оба в кабалу пошли к турку. Туда, значить, и дорога.
Когда совсем успокоились, Царь и спрашивает:
«А где же наш малыш?... Где безценный Рыжечка?»
«Здесь!» — пищит Рыжечка.
«А, голубчик мой, сокровище мое» — и поцеловал его в голову, а Рыжечка поцеловал у Царя ручку.
«Чем же тебя, друже мой, дарить-жаловать?... Говори!... Ничего не пожалею!»
«Мне, Надежа-Царь, ничего не надо, а пожалуй, коли твоя милость будет, наше общество».
Царь и спрашивает: — «чем?... говори!»
«От предков твоих, благоверных Царей, мы жалованы рекою Яиком с рыбными ловлями, сенными покосами, лесными порубами, а грамота на то у нас пропала. Пожалуй нам, Надежа-Царь, со своей высокой рукой, другую грамоту на Яик-реку».
«С великою радостью», сказал Царь и велел тут-же написать грамоту на Яик-реку со всеми угодьями на веки-вечные.
«Еще что?... Проси!» — сказал Царь.
Рыжечка и говорит: — «Еще, Надежа-Царь, пожалуй нас, коли милость твоя будет, крестом и бородой».
«Для кого нет, а для Яицких казаков — есть» — ответил Царь. «Пиши, секретарь, что я жалую Яицких казаков крестом и бородою на веки-вечные. Это все для общества», говорит Царь, «а тебя чем дарить-жаловать? Проси, ничего не пожалею!»
«Позволь мне, коли милость твоя будет, погулять с товарищами в твоих царевых кабаках безданно, безпошлинно — недельки две».
Царь улыбнулся и говорит:
«Разве любишь?»
«Грешный человек, люблю»... ответил Рыжечка.
«Гуляй во здравие», говорит Царь и тут-же велел написать грамоту на круглый год.
В. В. К.
В качестве иллюстрации к постам "Европейские двойники Петра 1" и "Сербские граничары".
Другие Загадки XIX века:
- Александр I Александр II Екатерина II Николай I Павел I Петр I Петр III Царствование Николая I в копилку война 12-го года германская империя двойники двойники императриц долгожители другое дубли идентификация крымская война 1855 курьезы мистика мифы монархи награды и символы подлоги проколы цензуры протоимперия развитие техники реконструкция сражения статистика теория туризм франко-прусская война 1870 хроно цензура