Первый памятник Екатерине II был установлен в 1846 году стараниями екатеринославского дворянства


I.

В примечании к плану Потемкина о построении Екатеринослава, который, по мысли основателя, должен был сделаться, так сказать, столицею всей южной России, сказано, что статуя Екатерины ІІ, поставленная перед собором „кажется та самая, которая некогда принадлежала A. Н. Гончарову, a потом поэту Пушкину".

Не знаю, какова была статуя, принадлежавшая Гончарову и Пушкину, но смело утверждаю, что это была не Екатеринославская, которая конечно не могла и принадлежать никакому частному лицу. Я живал в Екатеринославе, часто ее видел и знаю ее историю довольно подробно.

В 1848 году, после которого я уже не был в этом городе, я видел подлинные планы Екатеринослава, по проектам Потемкина, y тогдашнего губернатора, покойного Андрея Яковлевича Фабра, любителя и знатока старины. Нынешний Екатеринослав выстроен под горою, a Потемкин замышлял построить его на горе, высящейся над Днепром. Она спускается к реке отлогостию, на которой разведен сад. Против него остров, на котором предполагалось устроить университет, обсерваторию, жилища для профессоров и студентов, словом основать нечто в роде Парижского "quartier latin", отдельно от города, но в соединении с ним посредством моста через рукав Днепра. У этого берега, где Екатерина ступила на землю с галеры, на которой она плыла, стоит первый из тех каменных столбов, которые отсюда на дороге в Крым и по Крыму встречаются на каждых семи верстах и обозначают линию торжественного поезда по Новороссии и Тавриде бессмертной государыни в 1787 году. Сад примыкает ко дворцу Потемкинскому, разграбленному при Павле. Теперь это дом Екатеринославского дворянства, с огромною залой по средине. В мое время по близости помещались только некоторые присутственные места и собор, который Потемкин при закладке велел архитектору пустить "на аршинчик длиннее", чем собор св. Петра в Риме. Нынешняя огромная ограда Екатеринославского собора обозначает границы заложенного или предполагавшегося Потемкиным собора. Перед ним, лицом к югу, возвышается колоссальная бронзовая статуя Екатерины Великой, которой рука указывает на путь, ведущий к приобретенной ею Тавриде. Мысль постановки этого памятника величественна, и я никогда не мог смотреть без особенного чувства на лик величайшей между наших венценосцев, обращенный на благословенные степи юга, дарованные ею России. Самая пустота, среди которой возвышается статуя, как-то особенно действовала на душу: невольно думалось о том, что было бы на этом месте, если бы смерть не унесла так скоро Потемкина, a потом Екатерину? Город выстроен весь под горой, в противность их планам, и никогда не процветал.

К сожалению я не помню, кто и когда именно заказал эту статую. Помнится, что это был император Александр I, но решительно кажется, что это было в его царствование. Статуя исполнена была в Берлине, уже по его кончине. Об ней потом докладывали императору Николаю в бытность его в Берлине, но о доставлении ее в Россию не было сделано никакого распоряжения. Прошли многие годы. Хозяин статуи стал смотреть на нее уже как на вещь ненужную и написал в Петербург, что если ее не возьмут y него, то он обратит металл на разные изделия. К счастию тогда был в Петербурге Екатеринославский губернский предводитель дворянства, покойный барон Федор Ермолаевич Франк, которого я знал лично столько же за любезного и добрейшего человека, сколько и за пламенного патриота, служившего с отличием в кампаниях 1812 — 1814 годов. Барон Франк списался с Берлином, остановил варварское покушение уничтожить статую Екатерины и, возвратившись в Екатеринослав, сделал тамошнему дворянству предложение приобрести ее, перевезти и поставить на описанное выше место, что и было принято дворянством единогласно. Статую привезли далеким путем, с величайшими затруднениями: дворянство не имело средств, какими пользуется казна, для перевозки такой огромной тяжести: веревки, канаты, доски все это, так сказать, горело под нею: издержки были чрезвычайны. Но все препятствия были преодолены, и благодетельнице южного края был наконец, около полувека после ее кончины, воздвигнут единственно дворянством, которое она любила и ценила по достоинству, достойный во всех отношениях и (не к чести нашей будь сказано) единственный в России монумент. На пьедестале его надпись: „Екатерине II, от благодарного Екатеринославского дворянства." У меня есть литографированный рисунок этого памятника, подаренный мне в 1848 году бароном Ф. Е. Франком. Неужели памятник Екатерины в Екатеринославе останется еще долго единственным в России? 

Михаил Лонгинов

Тула. 30 марта 1863 г. // ЗАМЕТКИ НА СТАТЬИ РУССКОГО АРХИВА. (ВЫПУСК 4-й.) // "Русский архив" 1864 года (004 tom_Russkiy arhiv_1865_vip 7-12)

 

 

 

Дополнение (выписка из энциклопедии)

Памятник Екатерине II — не сохранившийся памятник императрице Екатерине II в Екатеринославе — нынешнем Днепропетровске. 

Памятник был установлен в 1846 году на Соборной площади (теперь Октябрьская) перед воротами ограды Спасо-Преображенского собора. 

Бронзовая статуя, поставленная в Екатеринославе, была отлита в Берлине немецкими мастерами в 1788 году. По некоторым версиям, она была той самой статуей, которую когда-то заказывал Григорий Потемкин и предполагал установить в Екатеринославе на площади перед своим дворцом. Однако со смертью Потемкина эти планы забылись. Считают, что именно этой скульптурой некоторое время владел поэт Александр Пушкин, которому она досталась от выкупившего ее в Германии Ф. Гончарова как приданное своей внучке Наталье Гончаровой. При поддержке графа Михаила Воронцова скульптура императрицы была приобретена екатеринославским дворянством на литейном заводе Франца Берда в Санкт-Петербурге, куда она попала после смерти Пушкина. 

Памятник представлял статую императрицы, обращенную к югу, в торжественной римской одежде. Правой рукой Екатерина II указывала на раскрытую книгу законов, левой указывала на юг, что, видимо, означало движение Российской империи в южном направлении, к Константинополю. В передней части статуи, ниже ног фигуры императрицы, находилась надпись (на латинском языке): «Артисты берлинские работали: Мейер вылепил, Маукиш дал вид, Мельтцер закончил после шести лет. 1788». На постаменте памятника была укреплена доска с посвятительной надписью от екатеринославского дворянства. Памятник окружала красивая чугунная ограда, украшенная военной атрибутикой. В рисунок ограды вплетались гербы городов Екатеринославской губернии. Высота статуи Екатерины II составляла 4,5 аршина (3,2 м), всего памятника – около 5 метров. 

Памятник Екатерине стал визуальным центром, фокусом Соборной площади. Хотя доску с постамента украли ещё в начале XX века, сам памятник простоял на старом месте до 1914 года. Позже был перенесён во двор здания Исторического музея. В 1941 году статуя исчезла и её судьба до сих пор неизвестна. 

 



Новости ташкента сегодня подробности здесь.





Другие Документы эпохи:

25.12.2014
top




Рубрики