Фотомонтаж во времена Александра Второго. О поддельных царских фотографиях


Несколько фотографий.
 
Фото №1
Фото царской семьи: император Александр 2 с женой и детьми, а также невесткой Марией Федоровной и внуком Николаем Александровичем (будущим Николаем 2). Начало 1870-х гг., где-то в царском дворце. Любопытно, что в царских дворцах в 70-е годы 19 века продолжали использовать свечное освещение (на заднем плане свечи в подсвечниках). При том, что улицы Петербурга освещали газом аж с 1830-х гг.
 
 
Фото царской семьи
Фото №2а
Найдите три отличия
 
Фото семьи Александра 2
Фото №2б
Вот совершенно идентичные первому снимку фотографии, только без жены Александра 2. Ее стул неожиданно оказался свободен. Антураж, правда, несколько иной: другие стены, другой ковер под ногами. Никаких допотопных канделябров на заднем фоне, никаких устаревших свечей и лучин. Тем не менее: богатый царский дворец на проверку оказался заурядной фотостудией, какого-нибудь Левицкого, на Мойке, 30.
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Family_of_Emperor_Alexander_II_of_Russia.jpg
 
Кем же в действительности оказались герои снимка, если не лицами царской фамилии?
 
Зачем царской семье (если это царская семья) понадобился этот маскарад с фотошопом?
 
Кому было выгодно штамповать коллажи вместо семейных фотографий и зачем
Объяснение. Могу предположить, что пустые стулья символически предназначены для ушедших членов семьи, конкретно: жены Александра 2 (скончалась в 1880 г.) и Николая Александровича, старшего сына (умер в 1865 г.). Исходя из этого предположения, фото датируется между 1880 и мартом 1881.
Так как фото, по ТИ, датируется от 1871 до, самое позднее, 1874 года (потому что Николаю Александровичу, 1868 г.р., здесь от 3 до 5 лет), нужно было как-то объяснить отсутствие императрицы, жены Александра 2, на семейной фотографии. Студийные умельцы нашли подходящий портрет, вклеили императрицу на свободное место и вуаля!
Заодно приклеили дворцовые стены и ковер побогаче, чтобы уж не было сомнений, что это царская семья. На то он и коллаж.
Напоследок, как водится, не обошлось без мелкой пакости, с порчей первоисточников, чтобы было сложнее проследить происхождение коллажей на их основе. Изображение номер 2 в первозданном виде взято из королевского архива Англии, куда долгое время был закрыт доступ.
А для нас с вами осталось только это безобразие:
 
Царская семья
Фото №3
Из-за низкого качества непонятно, что с задним планом, фон то ли затемнен, то ли изменен. То же и с ковром. Из этой фотографии не ясно, присутствовала ли на этой фотосессии императрица вообще или нет?
 
Честно говоря, после таких махровых подлогов, меняется отношение к фотографиям тех лет. Фото вызывают недоверие, особенно такие, знаете, с глядящими в разные стороны апатичными фигурами, всегда в одной и той же одежде. Особенно в статических позах, вроде той что принял Александр 2 выше или тут:
 
Семья Александра второго
Фото №4
Александр 2 с детьми, смотрит мимо объектива, окружающими не интересуется. Любовь к родной дочери не демонстрирует. Убери обстановку, оставь одного царя – его поза подойдет для какой угодно композиции, вплоть до одиноко сидящего в городском сквере военного.
И опять-таки, где мать его детей? Ее снова нет!
Добавил бы, что трое в центре похожи на одного человека – будущего Александра 3-го – снятого в разном возрасте, но не поручусь.
 
Еще две статические фигуры:
Александр 2 с женой
Фото №5
Александр 2 с женой. Две сиротские фигуры, механически объединенные одной незатейливой композицией. На императрице то же платье, что и на фото №1, а под ногами та же самая подушка! Похоже, композицию-коллаж (может, и не одну) делали на основе одной и той же фотосессии.
 
И еще три фигуры:
 
Александр 2 с сыном и женой
Фото №6
Стул вроде тот же, что на фото №1 и №2, и ноги царь вытянул одинаково, и одет так же, но опять откуда-то появилась жена, которой на фото №2 не было. Бегала переодеваться, пока ее мужчины снимались?
Так как нами непреложно установлено, что на фото №1 императрицу уже разок вклеили, то могли и тут опять вклеить, чего хитрого. Позиция фигур на фотографии никак не говорит о том, что фото – коллективное. Не держатся за руки. Не обнимаются. Наоборот, не замечают друг друга, каждый сам по себе.
 
Добавление.
После изучения фото №2, также появилось предположение, что Николай 2 на самом деле родился на десятилетие позже (или около того времени). Не в 1868, а, скажем, в 1878. Именно потому что жены Александра 2 не было на семейном фото 1870 г. (или около того времени), а были дешевые коллажики, изображавшие семейную идиллию.
Отсутствие императрицы на семейных фото означает либо постоянное недомогание. Либо…
В этом случае, на момент коронации в 1896 г. Николаю 2 исполнилось каких-то 18 лет. Юным возрастом можно объяснить многое: как долгую проволочку с коронацией – около двух лет, так и моложавый вид царя на поздних предреволюционных фото. Также впрочем как и молодой вид его матери Марии Федоровны. На всех без исключения фотографиях она выглядит даже получше, чем жена ее сына (что объясняют пластической хирургией, со снятием кожи с лица и покрытием еще незаживших ран древесным лаком – аха-аха). Если ей самой фактически в 1900 г. было немногим за сорок, ее молодость объясняется и без всякой хирургии. Хирургия явно не при чем: 1910-е и тем более, 1920-е гг. внешность вдовствующей императрицы, несмотря на все усилия медицины, изрядно потускнела. А робкие шаги молодого царя на престоле могут иметь причиной юный возраст и житейскую неопытность.
 
 
Продолжаю тему.
Да, если кто-то думает, что фото №1 – современное, что автор (то есть я) напрасно развел конспирологию по такому ничтожному поводу... И если кто-то думает, что уж со старыми-то фотографиями все в порядке, тот очень сильно ошибается.
 
Как делаются коллажи
Берется портрет, и берется снимок некоей комнаты. Один вклеивается в другой и заново переснимается. Коллаж получается менее четким, по сравнению с оригиналом, но это не важно! Всегда можно списать на древность фотографии или несовершенство технологии. Самое главное, нужно заранее иметь снимок нужной комнаты, чтобы расположиться в нужном ракурсе.
Вот об этом – вторая часть поста.
 
Для хорошего фотоколлажа без "домашних заготовок" никак…
 
Кабинет Александра Второго
Фото №7
Кабинет русского царя, 1860-е или 1870-е гг. Кресло, как видим, пустует. Фотографа почему-то заинтересовала не столько обстановка кабинета, сколько этот стул. Словно бы фотограф посетил музей-квартиру и искал в нем присутствие прежнего владельца. Видите, стул немного отставлен, это символично – хозяин доделал свои дела, отодвинул стул, встал из-за стола и ушел, быть может, навсегда. Примерно так когда-то было с Николаем 1, скоропостижно скончавшимся в расцвете сил. Но его рабочий кабинет, если бы его снять несколько дней позже, наверняка очень живо отражал привычки хозяина. Так и тут: кажется, хозяин всего лишь отлучился ненадолго и фотограф это хорошо передает. Он постарался нам передать именно семейно-деловую атмосферу комнаты, иначе снимал бы не стул и не пространство под ним, а комнату в целом, семейные портреты на столе и над столом. Получилась отличная фотография, позволяющая уловить мгновение, принадлежащее истории.
Немного умения – и посадить в это пустое кресло можно кого угодно, и не только посетителя этого музея-квартиры, но хотя бы и человека с улицы. Лучше всего какого-нибудь своего клиента, заснятого в фотостудии в подходящей позе на стуле за столом. Если вы фотомастер, конечно и если ваш клиент заинтересован в рекламе своей персоны.
 
Владельца кабинета интересовали бюсты Николая 1, портреты Александра 1 и его жены Елизаветы, ну а на самом видном месте – большие портреты Николая 1 и его жены. Кем же был владелец комнаты, если не самим Николаем 1?
 
Тут лучше видно портреты:
 
Александр 2 в кабинете
Фото №8
Вот вам пожалуйста: на той же самой фотографии, но более полной, в кресле появляется "владелец царского кабинета". Уселся прямо поперек стула и изображает из себя хозяина земли русской. Он в той же знакомой нам по прежним студийным фотографиям униформе. Снят явно не за работой. Фото предыдущее и это похожи один в один и отличаются лишь присутствием владельца кабинета, увеличением, масштабом обзора да еще, если присмотреться, величиной спинки стула.
Обратите внимание: на фото №8, где за столом на прежде пустом стуле появился Александр 2, спинка стула словно подросла и выглядит заметно выше, хотя фото №№7 и 8 и сняты с одного и того же угла зрения. В этом легко убедиться, если попробовать наложить фотографии одну на другую.
 
Однако есть более простой способ доказать тождественность фотографий, точнее вторичность фото №8 по отношению к фото №7, не прибегая к наложению фотографий.
 
Давайте найдем объяснение, почему спинка стула вдруг непостижимым образом стала возвышаться над столом! Оптический эффект, связанный удалением от места съемки?
Допустим. Тогда почему положение предметов в просвете спинки стула не изменилось?
 
Взгляните сами на разнокалиберную спинку стула под увеличением. Там сбоку справа на какой-то папке или коробке лежит, условно говоря, раскрытая книга, ее частично видно в просвет спинки стула. Только на правом фото книга видна вся. А на левом – она разрезана (фотографом) на две части, одна из частей в итоге оказалась выше другой. Так уж вышло из-за увеличившейся спинки стула, подвергшейся обработке фотографом. Вместе со спинкой поднялся и просвет, а с ним и то что видно через этот просвет. А книга, та ее часть, что не вошла в просвет, наоборот, оказалась внизу. Тот кто делал коллаж, не соблюдал пропорции.
 
Сравнение фрагментов фотографий №№8 и 7
 
(Фрагмент фото №8)
 
 
(Фрагмент фото №7)
 
Фото с Александром 2
Спинка стула заметно возвышается над столом и закрывает бумаги на столе. В просвете спинки – те же предметы, в том же ракурсе, что на соседнем (оригинальном) фото. Данное же фото – безусловно подделка.
К слову, стул вырезали не очень аккуратно, осталась черная кайма слева по краям – след затемненной части. Но стул (как минимум, верхняя часть спинки) безусловно тот же самый, просто обезображенный древним фотошопом.
Фото пустого кабинета
Короткая спинка стула. С теми же предметами и в том же ракурсе, видимыми в просвете спинки. Это значит, на предыдущей фотографии стул: 1) вырезали из фотографии № семь, 2) искусственно увеличили, то есть вытянули вверх и 3) вклеили в коллаж – вместе с сидящим на нем царем. Характерно, что у одной из бумаг ("раскрытой книге"), "засветившейся" в просвете спинки, на этом фото есть продолжение, а на предыдущем (фото с Александром Вторым) книгу вырезали и поместили ниже – ниже той части этой же книги, которая вошла в коллаж и видна в просвете спинки стула. Посмотрите сами и убедитесь.
 
Фрагмент фото №8
Книга, лежащая справа, из-за манипуляций с изображением стула оказалась "разрезана" на две части: одна часть осталась в просвете спинки стула и поднялась вверх. Другая осталась внизу, на своем старом месте. Обе части предмета оказались на разных уровнях. Это говорит об искусственном происхождении фотографии с сидящим в кабинете Александром Вторым
 
ЦАРЬ АЛЕКСАНДР 2 НЕ СНИМАЛСЯ В ЭТОМ КРЕСЛЕ, В ЭТОМ КАБИНЕТЕ. Кому-то понадобилось создать ему биографию или лучше "легенду", как царю, заседавшему в Зимнем дворце.
Фрагмент фото №7
Эта же книга представляет единое неразрывное целое. Ее видно и в просвете спинки, и правее спинки, на том же уровне. Следовательно, фотография с пустым кабинетом – послужила основой для коллажа, на котором в этом же кабинете сидит Александр 2
 
 
 
Еще о фотографии №8. Присутствие владельца в кабинете, по сравнению с предыдущим фото №7, ничем не отмечено. Разве он затемнил собой нечто похожее на корзину для бумаг под столом. Да в районе ботинок появились какие-то подозрительные тени, больше похожие на чернильные пятна, словно бы маскирующие пустое пространство между левой ногой и полом.
Если и это – фотоколлаж (а это – фотоколлаж), то на оригинальном снимке стул должен быть пониже, с короткими ножками, примерно как на фото №1.
А так, положение стула не изменилось, его не тронули, когда в него садились. Ничего в комнате не изменилось, кроме фигуры Александра 2, позирующей на фоне почти музейной обстановки да стула, который благодаря фотоувеличению выглядит более высоким, оставшись на том же самом месте, что на фото №7.
Но с таким же успехом эта фигура могла позировать и в фотостудии (см.фотографии выше), и в сквере на скамейке. Для фотомастера место съемки не важно. Важнее поза, в которой фотографию легче вписать в обстановку комнаты, чтобы сделать коллаж. И поза царя – отвечают этим требованиям.
 
Итак, на этом фото снят (точнее, вклеен) некто, известный как Александр 2 в "своем" кабинете, вероятно, в Зимнем дворце. То что царю пришлось прибегать к таким нелегальным способам своего пиара, как коллажи, говорит о том, что нихрена он в Зимнем не заседал или заседал недолго. Иначе пошел бы в Зимний и сделал нормальную фотосессию. А так, страшно сказать – нет фотографий коронации Александра 2, и это в 1856 году, когда уже несколько лет как внедрялись новые стандарты фотопечати, на смену дагерротипам. На всех своих фото русский царь красуется с немецким орденом на шее и с погонами с вензелями Н1 (то есть Николай 1). Одно это больше подстать подданным Николая 1, чем царям. У царей было принято носить вензеля со своей собственной монограммой.
 
На стенах кабинета – портреты Александра 1, его жены Елизаветы, Николая 1 и его жены, Николая Николаевича (старшего брата будущего Александра 3).
А вот самого Александра 2 и его жены – нет, во всяком случае, не на видном месте. Вместо портрета любимой женщины царь предпочитал портреты отца, матери, брата и дяди. То есть, говоря на чистоту, эти портреты скорее всего остались висеть в кабинете со времен Николая 1 и эти портреты – не принадлежали Александру 2, как и царский кабинет. На потолке видим снова свечи. Перед портретами тоже свечи. Газовое освещение не замечено. Совсем как при Николае 1, году так в 1855, когда Зимний еще не освещался газом (газ появится в 1869 г.).
 
 
Может, на оригинале в кабинете должен был сидеть кто-то еще? Или место за царским столом как было так и осталось вакантным, а царь-то Александр 2 был всего лишь временным диктатором или опекуном? Не вижу иного объяснения тому, что фото царя и царицы, Александра 2 и его жены, вклеивали куда ни попадя.
Вот такие вопросы меня с некоторых пор начали серьезно занимать, при виде фотографий со статическими позами.
Техника того времени уже позволяла располагать фигуры на фотографиях в любой последовательности. Вон, даже подушку под ноги императрице подложили и коврик под ногами поменяли.






Другие Загадки XIX века:

09.02.2015
top




Рубрики