Лермонтов в 1856 году?
Ниже цитируются записки полковника Обнинского о Крымской войне, опубликованные в «Русском архиве» за 1891. Меня привлекло в них упоминания некоего младшего офицера, который целыми днями лазит по крымским горам и делает зарисовки. Как в свое время Лермонтов на Кавказе.
Редакция посчитала необходимым скрыть имя упомянутого в материале прапорщика-художника. Не осталось никакого намека на то, кто может скрываться за тремя звездочками, кроме того, что прапорщик служил в Полоцком полку. Причины такой повышенной секретности совершенно непонятны. Художник подан исключительно с положительной стороны. Зачем было убирать фамилию?
В других случаях, когда по каким-либо прчинам нужно скрыть фамилию офицера, в этих же воспоминаниях оставляют хотя бы первую букву.
ЦИТАТА (разрядка текста моя):
19. Если перемирие не завершится миром, то первая схватка после роздыха будет, вероятно, решительная: всем нам так надоела жизнь в Крыму, и болезни, и смертность, что лучше уже покончать все сразу.—Вчера на вечере у ген. Ушакова было много народу, между прочим прапорщик Полоцкого полка ***, который целые дни лазит по горам и ущельям, снимая Крымские виды; он отсылает их в "Художественный Листок" и за каждый вид получает по 10 рубл., чем и содержит себя чудесно. Он был в Балаклаве и à la ville de Kamich, где тоже рисовал, и говорит, что принимали его крайне радушно, давали лошадей и всякую помощь, как художнику. Рисует он прекрасно, между прочим сделал несколько карикатур на наших сослуживцев—все похожи чрезвычайно, и всякий схвачен с своей слабой стороны. Не миновала альбома и оригинальная фигура «ополчевного дедушки». Про него рассказывают, что он никогда не молится, не хочет говеть вместе с дружиной, что его уговаривают и отчитывают, ибо в нем сидит бес, и что однажды начальник его для наилучшего вразумления швырнул в него сапогом, когда дед отказался идти к вечерне. Изображена сцена так: ратник на веревке ведет капитана в церковь, тот упирается, а майор сзади подгоняет его сапогом; вдали среди лагеря виднеется церковь. Под картиною надпись: «г. С., чувствуя сильное влечение и поощряемый заботливым начальством, отправляется в церковь говеть».Записки Н.А. Обнинского о Крымской войне. Глава «Роспуск ополчения»."Русский архив" за 1891, №76 (электронная версия), с.398-399
Поспешает на тревогу. Карикатура Лермонтова. Карандаш. 1841 год
Кавказский вид с Эльбрусом (Эльбрус при восходе солнца), зарисовка Лермонтова. 1837 год
Другие Загадки XIX века:
- Александр I Александр II Екатерина II Николай I Павел I Петр I Петр III Царствование Николая I в копилку война 12-го года германская империя двойники двойники императриц долгожители другое дубли идентификация крымская война 1855 курьезы мистика мифы монархи награды и символы подлоги проколы цензуры протоимперия развитие техники реконструкция сражения статистика теория туризм франко-прусская война 1870 хроно цензура